Рельеф Африки

Африка располагается на одной Африканской плите. Африканская плита движется на северо-восток, сталкиваясь при этом с Евразийской плитой. Следствием этого столкновения является формирование на севере Африки молодых Атласских гор. Дальнейшее столкновение плит приведет в будущем, по всей видимости, к исчезновению Средиземного моря и превращению Африки и Евразии в единый материк. В то же время, в районе Красного моря наблюдаются процессы его расширения и образования новой океанической коры. В будущем Красное море превратится в новый океан. Однако, и сама Африканская плита не является полностью стабильной. На её поверхности четко прослеживаются процессы разламывания на две части - в районе Больших Африканских разломов на юго-востоке континента. На территории разломов сейчас фиксируется большое количество землетрясений и извержений вулканов. Уже через 10 миллионов лет в районе Эфиопского нагорья сформируется разлом, сопоставимый с Красным морем. Часть тектонических разломов сейчас заполнена водой - прежде всего это озёра Ньяса и Танганьика, а также многие другие озёра региона.

%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%83%D0%BD.jpg

Африка находится на одной единственной Африканской платформе, сформировавшейся в архейский период. На юге материка располагаются старые Капские и Драконовы горы, значительно разрушенные, в отличие от продолжающего свое формирование Атласа. В целом, в Африке можно выделить два основные района: Северо-Западную равнинную часть и Юго-Восточную - горную. Средняя высота материка составляет 750 метров. Плоскогорья занимают очень большие площади, в то время как низменностей очень немного. Самой низкой точкой материка является озеро Ассаль, высота его впадины -157 метров над уровнем моря. Самая высокая точка - вулкан Килиманджаро, высотой 5895 метров.

Вулканы и землетрясения - достаточно распространенные явления для Африки. Помимо Килиманджаро, здесь есть такие вулканы, как Карисимби (4507 м) и Камерун (4100 м) (на снимке). Землетрясения случаются как на севере Африки, где проходит граница с Евро-Азиатоской литосферной плитой, так и на востоке материка - в районе тектонических разломов и Красного моря.

Африка известна своими богатейшими месторождениями алмазов (ЮАР, Зимбабве) и золота (ЮАР, Гана, Мали, Республика Конго). Месторождения нефти есть в Алжире, Ливии, на шельфе Гвинейского залива - в Нигерии. бокситы добывают в Гвинее и Гане. Ресурсы фосфоритов, а также марганцевых, железных и свинцово-цинковых руд сосредоточены в зоне северного побережья Африки. Большие запасы медных руд сосредоточены в Замбии.

Tizi%27n%27Toubkal.jpg
Высокий Атлас - Национальный парк Тубкаль (Марокко)

< Вернуться в раздел "Африка"

< На главную страницу